Нынешний мой вояж вырисовывается весьма эклектичным: за полтора месяца – два похода по горам (Норвегия и Швейцария), одна конференция (с моим докладом), одни гости в Берлине и куча других городов и переездов на всевозможных видах транспорта. Собирая рюкзак, накидал в него кучу барахла: на автономный поход по горам и ледникам, и по мелочи – на «цивилизованные» участки пути. Получилось около 20 кг без еды; её я буду закупать на месте, а пока взял чисто русский набор продуктов: супы «русский продукт», гречку и банку тушёночки:) Выходя из подъезда, во дворе слышу любэшную «Дорогу» – счастливого пути, мол! Опять ощущение эйфории на старте – шутка ли, на полтора месяца в свободный полёт отправляюсь!
Всё утро в поезде проболтал с соседом по купе – канадцем, который живёт и работает в России уже 4 года: просто ему нравится наш язык и наша страна (например, хотя бы натуральными продуктами); а в Финляндию он ездит отдохнуть и порыбачить – места напоминают ему родной Онтарио.
Приезжаю в Хельсинки в полдень; багаж – в камеру хранения, и иду гулять. Ноги меня сами выводят к берегу моря, парку и скалам. В прибрежном парке на скальном выступе надпись (на финском), в которой фигурируют слова «2 млрд лет».
Из Хельсинки на электричке перебрался в Турку, где проходила конференция по астрофизике. А оттуда – через четыре дня – на пароме в Стокгольм.
В Стокгольме встретился с приятелем Тохой, с которым будем гулять по Норвегии. Город толком посмотреть не успел – всё время трепались:) Вечером на самолёте вылетели в Осло – сверху береговая линия смотрится просто фантастически, множество островков и заливов, действительно фрактал.
Небольшой рассказ про небольшой поход.
Итак, выхожу один я на дорогу... В Норвегии с автостопом проблем не было – тремя машинами доехал до Осло к 4 часам вечера. Высадился в парке Вигеланд (Vigeland), где куча скульптур одноимённого автора – но особенно их не разглядывал (всё-таки из лесу вышел, не сразу сориентируешься) и отправился дальше пешком через центр по направлению к замеченному мной на карте острову зелени на юго-восточной окраине города, где собирался затусить на ночь. По пути встретил двух девушек с рюкзаками, которые выглядели вполне по-туристски и направлялись в ту же сторону – разговорились; оказалось, они из Польши, гуляют по Норвегии уже три недели – и по горам разным ходили, и стопом ездили, вот сейчас несколько дней собираются провести в Осло. Поведали, что направляются в кемпинг, который находится как раз в этом лесу (на холме), примеченном мной. Поставили палатки рядом, я их вечером кормил оставшейся с похода едой:), а они удивлялись разнообразию всяческих полезных вещей у меня – «кухонного гарнитура» с чайничком и заварочным ситечком, разных продуктовых мелочей и т.д.. Слегка омрачил интернациональный ужин начавшийся вечером дождик, а то мы хотели посидеть на холме с видом на город, но пришлось расползаться по палаткам.
С утра я по традиции приготовил завтрак на всю компанию (которая из-за дождя вовсе не торопилась вылезать из соседней палатки), впрочем, дождь закончился, мы на прощанье сфоткались на фоне города и разошлись. Я отправился в музей Мунка, о котором узнал только накануне – и он на меня очень сильное впечатление произвёл, всё-таки я только что из леса.. Всем рекомендую. Кстати в нём же поймался бесплатный WiFi, и я на радостях сидел часа полтора писал всем письма (на улице в это время опять дождило). Почему-то купленная в Швеции сим-карта местного оператора не захотела тут работать (поэтому и пришлось искать WiFi); надо сказать, что проблема была не с картой, а с самим модулем GSM в коммуникаторе, в чём я впоследствии многократно убеждался – он работал всё хуже и хуже, пока совсем не перестал.
После музея пошёл просто гулять по городу – из достопримов зашёл в старую крепость Akershus Festning на берегу залива и прогулялся по крыше нового модернового оперного театра в виде айсберга (тоже на кромке воды). Ещё интересно должно быть на острове морских музеев – викинговских кораблей, Кон-Тики и Фрама – но я туда не поехал, решив, что надо к вечеру уже из города выбираться, да и сразу уже у меня возникла мысль, что надо будет сюда ещё когда-нибудь приехать и тогда уже погулять как следует. Собственно, это относилось ко всей Скандинавии, которая на меня произвела в целом неизгладимое впечатление и обязательно требует дальнейшей – отдельной – прогулки (желательно с велосипедом).
Итак, часов в 6 вечера я вернулся в кемпинг, собрал палатку и отправился в сторону автотрассы на юг – к Дании. Правда, с помощью двух машин мне удалось продвинуться только километров на 30 от города и заночевать где-то в придорожных кустах, на следующий день дела пошли лучше и ещё парой машин я пересёк южный кусочек Швеции и на пароме переправился из Гельсингфорса в Эльсинор (пишутся они гораздо более похоже, чем читаются. Кстати, для меня оказалось открытием, что скандинавские языки настолько похожи (кроме финского) – шведский и оба варианта норвежского близки на слух (не требуют специального изучения для противоположной нации), а с датским близки на письме). Оттуда в Копенгаген полчаса на электричке.
Вычитал про кемпинг в северной части города, на берегу моря в остатках старинного форта Charlottenlund – земляных валах и рве, действительно – так и оказалось, потрясающе живописное место – море, луна, пароходы и линия ветряков через пролив, бутылка вина и аромат ночи...
Следующий день посвятил прогулке по Копенгагену. Вообще все северные столицы (да и не только) отличаются от Москвы, например, хотя бы отсутствием высокоэтажной застройки – вместо спальных кварталов на окраинах уютные ряды коттеджей с садами, в центре – исторические или современные, но невысокие здания. В Копенгагене велосипедная страсть местного населения выражена ещё более ярко, чем в Скандинавии – хотя в целом город менее спокоен для велопрогулок из-за большей интенсивности движения (главным образом велосипедного), но одной из трейдмарок является бесплатный прокат велосипедов (залог в 20 марок, посредством которых – монетки – открывается замок у велика на стоянке, при возвращении его на любую другую стоянку монету можно извлечь обратно), правда примитивнейших и весьма раздолбанных, но зато чувствуешь себя как человек, а не как пешеход! Правда, потратил я почти час на поиски свободного велика – места их стоянок должны быть у многих ключевых пунктов в центре города, но найти велик удалось далеко не сразу. Зато, став наконец на колёса, я с прекрасным настроением поехал на прогулку по городу (на руле прикреплена мини-карта центра с обозначениями наиболее интересных объектов).
Сначала меня занесло в парковую зону на востоке, на берегу пролива – откуда само собой попал в «Коммуну Христиания», квартал «вольных жителей» со своими правилами обитания и характерно хиппово-контркультурной атмосферой. Образовавшись в 70-е годы, это сообщество до сих пор существует в более-менее устойчивом состоянии, балансируя на грани между свободой и бесконтрольностью, допуская (вообще говоря, в противоречии с датскими законами) лёгкие наркотики, но строго борясь с тяжёлыми (и с давлением наркодилеров), не пуская на свою территорию автомобили, но открыто для посетителей (куча кафешек и ларьков с разной всячиной типа «Путь к себе»).
Затем ноги завели меня в ещё какой-то старинный форт с парком, в музей современного искусства и в ботанический сад.
Выбраться из Копенгагена оказалось не так просто: чтобы попасть на трассу, я доехал на электричке до городка Ølby, за которым шоссе разделяется на два: северная ветвь идёт на материк «посуху», т.е. через мосты (но длиннее), южная – через пролив в Rødbyhavn на пароме. Мне по неопытности подумалось, что северная лучше, в результате я пропустил несколько машин, идующих на юг, проехал несколько км до заправки (довольно пустынной) и решил всё-таки вернуться (срезав по местной дороге) на южное шоссе, где быстро поймал тачку в Германию. Всё это происходило под непрерывным дождём с самого утра и весь день.
Ночевать пришлось в кустах у дороги на пустынной АЗС недалеко от Любека. Там встретил двух местных автостопщиков, которые, действуя уговорами и прочими ухищрениями, через часа полтора умудрились вписаться в машину к четырём неграм:) а я остался до утра. Следующий день добирался до Амстердама на четырёх машинах, две из которых оказались русскоязычными (в одной меня угостили рыбой и помидорами с дачи). Долгое (почему-то) ожидание на АЗС на трансевропейской трассе E30 запомнилось неадекватно хорошим настроением: каждую проезжающую машину я приветствовал радостным размахиванием (надо сказать, что многие отвечали тоже какими-нибудь жестами приветствия и вообще, кажется, диалог был краток, но позитивен), а голландцев (у них номера жёлтые) – специально заготовленной табличкой «Amsterdam» (думаю, им это тоже было приятно, правда, подобрали меня всё же немцы). В саму же Голландию я въехал с поляком, любителем шаманства и разных расширяющих сознание средств.
В Амстердаме провёл день, взяв велик в прокате и катаясь без определённой цели (зашёл только в пару музеев).
Ещё день потратил на переезд из Амстердама в Париж. Узнал, что в Голландии и Бельгии язык практически одинаков, только называют его по-разному: Dutch и Flemish, а также что стоит заехать в старинный город Brugge в Бельгии (но не стал). Пятая по счёту машина завезла меня в центр Лиона, откуда я решил не пытаться выбираться обратно на трассу (помня, как сложно это было сделать в прошлую поездку из Парижа), а прокатиться на поезде (скоростном – TGV).
В Париже я пробыл три дня (ночевал в Булонском лесу:) первую ночь – прямо в парке, остальные – в одноимённом кемпинге).
Помимо прогулок по городу и музеям, занимался ещё закупкой продовольствия для похода: с этим были некоторые сложности – даже в крупном гипермаркете не смог отыскать чего-нибудь типа сырокопчёного мяса или сала (чтоб не портилось), не говоря уж о сублимированном мясе и топлёном масле. А газ для Kovea'вской горелки (в шведском формате Primus) удалось найти только в спортивном гипермаркете Decathlon (в остальных местах – только французский стандарт Camping Gaz), после того, как я догадался, где здесь надо искать Outdoor-продукцию.
На третий день я наконец ощутил себя в гармонии с городом и умиротворённо бродил весь день по улочкам и проспектам. Даже зашёл в кафе и заказал себе обед – страшно представить! Жаль всё же, что тут полно кафешек и ресторанов на каждом углу, но нет обыкновенной столовой типа «Вилка-Ложка».
В Центре Помпиду отличный музей искусства XX века (там и Матисс отыскался) и огромная библиотека (куча людей сидят за столами и шуршат бумагами или ноутбуками; здесь есть WiFi и – с некоторой очередью – просто терминалы для доступа в Интернет; всё бесплатно.
Вечером сел на ночной поезд до St.Gervais (с пересадкой утром на электричку Mont Blanc Express, которая довезёт меня до старта маршрута на границе со Швейцарией). Ехать 11 часов, я купил билет в сидячий вагон (он дешевле ненамного – примерно на четверть). Надо сказать, что подобных олухов было немного – меньше половины, поэтому все разлеглись каждый на двух сиденьях кто во что горазд. Спальные же вагоны похожи скорее на наши купе, причём особой разницы между первым и вторым классом я не уловил (чуть более мягкие сиденья и больше пространства). Вагона-ресторана нет, его заменяет снэк-автомат в «холле» одного из вагонов.
Отчёт о походе по Валлиским Альпам
В Берлине я прожил неделю у друзей Лены и Вани, с которыми, в частности, ходил на Алтай в 2006 г. Катался по городу на велике, гулял по музеям, под конец даже сходил в баню!
Из Берлина вылетел самолётом в Хельсинки (через Ригу), а оттуда на следующее утро – поездом в Питер, на марш-бросок. Финальные впечатления о Финляндии: самолёт прилетает после полуночи, добираюсь до вокзала в час – он открыт, но зала ожидания там нету. Забрался в дальний угол в камере хранения, лежу на коврике. В два часа приходит сторож, говорит – вокзал закрывается до 5 утра (а у меня поезд в 7). Я говорю, а где ж ночевать?– подумал и отвёл меня в кассовый зал, специально отпер его, там я в углу на коврике рядом с кассой и проспал успешно до утра (в 5 пришли мужики открывать, и мы только и сказали друг другу «здрасьте», после чего я уснул обратно). Вот это европейское гостеприимство!